Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего (далее – служащий) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
Как служащий, так и представитель нанимателя обязаны принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Соблюдение служащими указанного требования обеспечивается соответствующими комиссиями.
Конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности. Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества:
1. Самим служащим (например, служащий обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции. Имеет место личная заинтересованность, поскольку служащий в силу должностного положения может получить преимущества при обучении, в частности завышенные оценки своих знаний).
2. Лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками, к числу которых относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей (например, служащий включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность – его сын. Возникает личная заинтересованность, так как сын может получить преимущество перед другими кандидатами).
Тот факт, что служащий расторг брак, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии личной заинтересованности.
Например, бывшая супруга служащего была трудоустроена в возглавляемый им отдел. Суд выявил конфликт интересов, поскольку установил, что бывшие супруги продолжают проживать вместе и совместно воспитывают детей.
3. Организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Например, мать супруги служащего была единственным участником общества с ограниченной ответственностью, с которым служащий от имени администрации подписал контракт и в дальнейшем принял работы по нему. В силу личной заинтересованности служащего подрядчик получил доходы, выгоды и преимущества, также ей не были выставлены штрафы за просрочку работ.
К случаям возникновения личной заинтересованности можно отнести ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например друзья служащего, его родственников.
Какие меры нужно принять для предотвращения или урегулирования конфликта интересов?
Обязанность служащих принимать такие меры предусмотрена п. 1 ч. 3 ст. 10 Федерального закона Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Перечень этих мер не является исчерпывающим. В частности, служащий обязан:
сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Для этого необходимо направить представителю нанимателя соответствующее уведомление;
при необходимости осуществить самоотвод (например, если служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности госоргана, при этом один из кандидатов – его родственник);
отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов (например, служащий получает бесплатные услуги, скидки от организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. Служащему следует отказаться от таких выгод вне зависимости от их размера).
Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.
Представитель нанимателя (работодатель) в свою очередь тоже обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к такому конфликту.
Так, он обязан:
изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей;
направить представление о возникновении у служащего конфликта интересов или о возможности его возникновения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов образуется в государственном органе (ч. 5 ст. 19 Федерального закона Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации), а также может быть создана в органе местного самоуправления (ч. 4 ст. 14.1 Федерального закона Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации).
Непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов тоже является правонарушением, влекущим увольнение.