Реализация государственной политики в сфере противодействия коррупции предусматривает активное внедрение информационных систем в качестве инструментов повышения прозрачности и подотчетности в государственном управлении.
Доступный и оперативный обмен информацией между органами власти и гражданами может способствовать гражданскому участию в противодействии коррупции.
В развитие этого Федеральным законом от 01.07.2017 № 132-ФЗ введена такая мера ответственности за совершение коррупционных правонарушений, как внесение лиц из числа служащих и чиновников в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Указанным законом Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнен статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия». Одновременно в ряд законодательных актов были внесены изменения, предписывающие работодателям включать в данный реестр сведения об увольнении тех работников, которые дискредитировали себя посредством совершения коррупционных правонарушений.
Реестр не является самостоятельным правовым механизмом, а выполняет роль информационного инструмента, необходимого для качественной правореализации законодательных предписаний, оповещения правоприменителя о наличии у лица ограничений.
Основная идея данного реестра состоит в том, что, помимо наличия в трудовых книжках лиц, уволенных в связи с утратой доверия, соответствующей записи, необходимо ввести единую базу данных, содержащую сведения об указанных лицах, что затруднило бы сокрытие последними информации о факте увольнения в связи с утратой доверия.
Наряду с опасением попасть в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, это должно мотивировать чиновников к соблюдению законов.
Следует отметить, что понятие «утрата доверия» применительно к сфере противодействия коррупции возникает вследствие несоблюдения или неисполнения определенного перечня ограничений, запретов и обязанностей. К их числу относятся: непредставление в установленном порядке сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; непринятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов; получение работником в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) и т.д.
Сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.
Реестр размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://gossluzhba.gov.ru/reestr). Ведение реестра осуществляется на русском языке с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, о защите персональных данных.
К сведениям, подлежащим включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, относятся: фамилия, имя и отчество лица; наименование органа (организации), в котором данное лицо замещало должность; его должность; положение нормативного правового акта, требования которого были нарушены, послужившее основанием для увольнения (освобождения от должности); дата соответствующего акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) и дата размещения информации на официальном сайте единой системы.
Реестр позволяет кадровым службам государственных органов получать информацию о соблюдении претендентами требований законодательства о противодействии коррупции, не допускать на государственную или муниципальную службу лиц, уволенных в связи с утратой доверия.